Istanbul Ataturk Airport будет закрыт для коммерческой авиации!?


С 2018 года аэропорт будет обслуживать исключительно бизнес-авиацию и грузовые авиакомпании

Как стало известно Bizavnews, после ввода в эксплуатацию третьего столичного аэропорта с 2018 года планируют закрыть для коммерческой авиации главный международный аэропорт Стамбула Istanbul Ataturk Airport. Эту информацию частично подтвердили в Министерстве транспорта и коммуникаций Турции и в управляющей компании TAV Istanbul. «Скорее всего, начиная с 2019 года, Istanbul Ataturk Airport будет использоваться для авиации общего назначения, частной авиации, а также грузовых авиалиний. Кроме этого, в аэропорту будут сосредоточены летные школы и авиация для специальных миссий».

В настоящее время Istanbul Ataturk Airport является основным международным аэропортом Стамбула и самым большим аэропортом Турции по пассажирообороту, обслуживаемых направлений и трафику. Аэропорт обслуживает 34% национального трафика и является базовым для Turkish Airlines. Хаб был открыт в 1924 году. В 80-м году аэропорт получил нынешнее название  в честь Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турецкой республики.

В марте 2016 года Istanbul Ataturk Airport был награжден за лучшее качество обслуживания в Европе, благодаря голосам сотен тысяч пассажиров. Ранжирование было  проведено в соответствии с результатами опроса «Качество обслуживания в аэропортах» (ASQ), проведенного Международным советом аэропортов АСI. Кроме того, в прошлом году Istanbul Ataturk Airport занял третье место по количеству обслуживаемых пассажиров с 61,3 млн, после аэропортов Хитроу и Шарль-де Голль. Однако в настоящее время терминалы аэропорта рассчитаны лишь на ежегодный пассажиропоток в 45 млн.

О новом, третьем аэропорте известно немного. BizavNews удалось пообщаться с главой инвестгруппы компаний CF Aviation Кагатэем Фиратом, который поделился последними новостями. Как рассказал г-н Фират, открытие аэропорта планируется в 2017 году. Это масштабнейший проект ориентировочной стоимостью в 10,2 млрд. евро. Компания Arup разработала мастер-план аэропорта с пропускной способностью 150 миллионов пассажиров в год. По сути, аэропорт станет новым мировым мегахабом. Проект был предложен консорциумом IGA Havalimanı İşletmesi AS, который и выиграл конкурс на постройку и управление аэропортом в течение 25 лет. Новая воздушная гавань, расположенная в 40 км от Стамбула, будет иметь шесть взлетно-посадочных полос. Открытие первой очереди аэропорта запланировано на 29 октября 2017 г., с тремя взлетно-посадочными полосами и пропускной способностью в 90 миллионов пассажиров в год.

Что же касается провайдеров услуг деловой авиации, то эта новость будет для них приятной. Istanbul Ataturk Airport работает на пределах возможностей, обслуживая максимальное количество рейсов, и с наступлением летнего сезона ситуация может обостриться. Сейчас Istanbul Ataturk переживает масштабную реконструкцию аэродромной инфраструктуры, которая наложила определенный отпечаток и на полеты бизнес-джетов. Напомним, что на территории Istanbul Ataturk расположен единственный терминал для бизнес-пассажиров, который используют все операторы. Это связано с особенностями турецкого законодательства, согласно которому функции иммиграционных и таможенных служб не могут быть отданы на аутсорсинг – это государственные функции. Строить же FBO ради FBO в Турции не хотят, и поэтому пассажиры обслуживаются в весьма скромном, но очень комфортном терминале. В среднем время прохождения всех процедур занимает не более 15 минут, после чего пассажиры отправляются на борт самолета. Здесь все рядом – перрон, рассчитанный на одновременное нахождение 60 самолетов различной вместимости, имеет собственные рулежные дорожки. Хотя время руления в связи с трафиком может достигать 20-25 минут. Крупнейшим провайдером по обслуживанию рейсов деловой авиации в аэропрту является Gozen Air Service, на долю которого приходится до 75% всего бизнес трафика. Среди ведущих турецких операторов в аэропорту базируются MNG Jet (чартеры и ТОиР), SWAN Aviation, Bilen Air Service, TARKİM HAVACILIK, BoraJet и ряд компаний.